Здравствуй, дорогой дневничок, так много времени прошло после моей последней записи. Это потому, что, ровным счётом, ничего не происходило. Сегодня – совсем другое дело. Сегодня – просто праздник. Я, наконец, выбрался с этого скучного острова Фешир, сбежал из этой грязной деревеньки в три дома. А ведь ещё вчера, по залёту, я чуть не женился на своей престарело-морщинистой подружке. Хвала Белиару, люди Робара Третьего, да будет он благословенен, отправили бедовую к праотцам. Теперь я могу путешествовать, идти туда, куда глаза глядят. Этот остров, по сути, был для меня лишь тренировочным лагерем, а там, за морем-океаном, меня ждёт огромный мир свободы и новых возможностей! Хорошо-то как! До скорой встречи, мой милый дневничок, Диего проснулся и снова бьёт меня плетью, заставляя грести быстрее, писать, пока что, больше не могу.
Твой, Аркадий. Отрывок из "Дневников несбывшихся надежд". |
Стоя перед таверной "Расколотая дева", только сбежав со скучного острова Фешир, просто визжать хочется от удовольствия. Думаешь -"Вот, сейчас, наконец, начнётся старая-добрая Готика...". Не тешьте себя иллюзиями, не начнётся. |
Ну, как вы поняли из названия поста, сие есть совсем не обзор, и из того же названия совершенно ясно почему. Я (стыдливо опускает глаза в пол), один из тех людей, для которых серия игр «Готика», красуется в первой десятки любимых и обожаемых. Вся серия, за исключением, пожалуй, богохульного аддона-извращения «Отвергнутые боги» (поклонился статуе Белиара), пройдена мною по нескольку раз. Всё это я вам талдычу неспроста, а потому, что сей факт, абсолютно точно, повлиял на моё видение новой игры серии, а следовательно, помешал мне быть адекватным. Я слишком люблю первые части эпопеи, чтобы сохранять холодный разум к тому, что носит гордое имя «Готика». Проявляется всё это эффектом неприятия в игре всего нового, а так же острой нехватки вырезанного старого-доброго. Ага, этакий корень консерватизма, который не выкорчевать уже, наверное, никогда. Потому, шагая по совершенно новой тропе, совершенно другой игры, я, позволю себе оборачиваться на её предшественниц не раз, и даже не два, используя их в виде эталона.
Жаль, правда, что новый герой какой-то… кхм, как бы это помягче… негероический. Наш альтер-эго вновь безымянный, однако, первое время, носит отличное прозвище – «Пастух», легко намекающее на его основную профессию. Вид нового героя не будет открытием не для кого, Вы, я полагаю, его уже не раз видели. Худосочный брюнетик с паршивенькой небритостью на юной мордашке и косой чёсаной чёлкой. Чего уж говорить, зрелище не из брутальных. Ну да ладно, как говориться, встречают по одёжке, провожают… А провожают, обычно, по поступкам. Мы же ей-богу играем в RPG, а значит, сможем сделать из сосунка Костю Дзю, или, на худой конец, Жана-Клода Ванн Дама (стареющего наркомана? 0_0)!
Всё начинается с диалогов, которые, как, в общем, каждый прочий аспект игры, подверглись тотальному упрощению. Зачастую, в 99,9% случаев, выбора фраз в диалогах, нет вообще. Приходиться тыкать мышью на тот единственный возможный вариант, который сказать просто обязан, дабы закончить разговор единственным верным способом.
И если раньше мы могли выбрать между:
1). Ой, пойду ка я отсель, по добру по здорову.
2). Господин хороший, я начинаю подозревать, что вы не джентльмен.
3). Я ж тебя, гнида, зубами загрызу.
Теперь выбирать придется не долго, из одного то варианта. Главный герой угрожает тогда, когда это прописано сюжетом, когда ему надо – вежлив, когда захотел – сентиментален. Это один из самых больших минусов игры, перекрывающий, наверно, любой другой. Весь этот чёртов пустотрёп, право слово, можно было с лёгкостью подавать с помощью роликов, а не заставлять игроков, в очередной раз, впустую тянуться к мышке. Возможно это сделано для того чтобы играющий ненароком не уснул, слушая пустую болтовню.
Показательные примеры диалогов:
-Поможешь найти грибы? -Да! -Найдешь моего сына? -Ага! -Станцуй-ка нам, Прошка, летку-енку! -Буд сделано! -Сходишь в тёмную пещеру, кишащую гоблинами и скелетами, чтобы достать мне семейную реликвию - кожаные подштанники, оставленные семейству моему, великим прадедом Андреем Филипповичем, украденные моим злобным братом Артуром, под давлением его сварливой жены Пенилоппы, за которую он вышел по воли умирающего от дизентерии папеньки? -Конечно, не вопрос! Не укажите направление? –говорит главный герой с такой довольной харей, будто ему миску пельменей навалили, а не отправили за семь вёрст в опасное подземелье. |
-Почему ты сам не пойдёшь в эту пещеру? –изредка интересуется Пастух, у человека, что выдаёт ему очередной квест «сбегай-ка, принеси. И мухой, мухой!!!».
-Ты что, там же гоблины!!! –отмахивается НПС.
И снова… и опять… и ещё… и дальше… Пастух бросается в темноту очередной пещеры, которые, все как одна, замкнуты в круг, опять же, для удобства, чтобы ни один эмбицил ненароком не заблудился.
-Вот твои подштанники, добрый человек! –с улыбкой вручаем очередному клону нехитрый улов.
-Я человек нищий, простой крестьянин, потому много денег дать тебе не смогу. –говорит тот, и...
-Предмет потерян: -подштаники.
-Предмет приобретён: -250 золотых.
-Предмет приобретён: Кольцо всемирной власти.
-Предмет приобретён: Руна ледяного астрала.
Ну, маловато, конечно, и то, как говорится, давай сюда.
Из всего вышеописанного следует один простой логический вывод – коль в диалогах нет возможности выбора фраз и интонаций – нет отыгрыша роли. Вообще. Как на нас надели рубаху пастуха-простофили, так, в этом стёганом одеянии, он и будет путешествовать до конца игры.
Чёрт знает где растеряна также харизма второстепенных персонажей, квестодателей небольших, нетрудоёмких заданий, которых очень мало, по сравнению с любой из предыдущих серий игры. Эти безликие болванчики скучны и предсказуемы, им не сопереживаешь, как бы они не ныли о горестях своей судьбы.
Анимация в диалогах не отталкивает, она вполне терпима, только опять же, одна на всех. Характерным примером может стать, допустим, момент, когда болванчик, с которым вы ведёте полемику, злится. Он сгорбливается, смешно оттопыривает ручонки, сжимает кулачки. И эту позу вы встретите на каждом, буквально, шагу.
У женщин Аркании беда та же, все они стоят уперев левую руку в бок, правой жестикулируют, левое бедро оттопырено, ноги на ширине плеч.
В отличие от второстепенных персонажей, с нашими ближайшими друзьями, друзьями-товарищами прошлого Безымянного всё в порядке. Проработаны они до мельчайших деталей, харАктерны, постарели вот только, так это им только к лицу. Словом, созерцание бывших друзей наших ратных – сплошной восторг, и может заставить пустить скупую готоманскую слезу.
Всё плохо и с квестами, они хоть и многоступенчаты, но до отвращения линейны. Всё как в сказке про подавившегося зёрнышком петушка. Вам нужно в пещеру, но её охраняет стражник, которого просто поколотить нельзя, есть один вариант пройти дальше - напоить охрану самогоном. Самогон нужно достать у шамана, но тот, потребует найти потерянного ученика, а тот не желает вернуться к учителю пока вы... Вроде бы и интересно, будь какие либо варианты выполнения квестов, но он всегда лишь один. Это грустно.
Ещё одна досадная и постыдная ампутация – учителя, которых заменили на… Знать бы, как это называется, в общем вот на это –
Да, согласен, прокачка, в любой из частей Готики, не была ветвистым деревом умений. Сила или ловкость, использование меча/лука/арбалета/магии, пара тройка спецумений, вроде воровства или акробатики, кузнечного дела или охоты. Но даже по сравнению с прошлой скупостью развития, нынешняя - примитивна! Мы лишились колоритных персонажей и логического объяснения того, как герой становился сильнее, шустрее, овладевал мечом или луком, взамен, не получив ничего толкового. Спецумения, даже воровство, были устранены за ненадобностью. Хотя, я и представить не могу, чтобы это чёсаное чюдо-юдо, что-то у кого-то скомуниздило, слишком правильный он, наш Смач Боб.
Реакция мира на наши поступки имеется, что не может не радовать, он не настолько картонный, каким мог бы быть. К примеру – убив быков, стоящих в загоне у таверны, принепременно, имеем неприятный разговор с человеком, за животиной приглядывающим. Освободив из орчьего плена барона, услышим одобрительные выкрики в сторону главного героя жителей замка, мол - «Молодца то какой!». Зачистив от назойливых жуков сельскохозяйственные поля, видим, как на работу выходят крестьяне. Жаль только, что наблюдается подобное крайне редко.
Да ладно, весь этот ужас с прокачкой, тотальным клонированием и прочей ерундой, можно было бы и простить, да только разработчики на сих, мелких ампутациях не остановились, они, для пущего эффекта, игру ещё и кастрировали. О чем это я? Присядьте, пожалуйста. Они отказались от отличительного элемента серии - живого, насыщенного действиями мира.
Они лишили нас мира, по которому можно гулять часами, в котором можно идти ровно туда, куда пожелает душа, по пути истребляя всевозможных тварей, исследуя заброшенные шахты и руины крепостей, а после, нагулявшись вдоволь по тёмному лесу и благоухающим живностью полянам, вновь встать на рельсы основного сюжета. Больше не выйдет, заглянуть туда, куда соваться «ещё рано», где каменный голем снесёт башку нетренированному герою одним ударом, ибо игра поделена на области. Не отыскать, теперь, заброшенную шахту, скрытую от глаз путника густыми зарослями, охраняемую с десятком воинственно настроенных ползунов и скелетов, на самом дне которой, мы найдём захоронение, и, разграбив его, разживёмся хорошим двуручником. Не забредём на старое кладбище, с извечным туманом над могилками, не проберёмся в склеп, с боем пробиваясь через ряды скелетов-войнов, чтобы найти на самом его дне не редкую, зато халявную, руну.
Вот вам, к примеру поле великой кровавой битвы. Звучит, да? Одна проблема, когда я добирался туда, моё неуёмное воображение рисовало немного иные картины. Сотни поверженных паладинов, десятки раненых, плакальщицы, падальщики, поедающие мертвые тела... Увы и ах... Десять квадратных метров обожженной земли, пара трупов, надетых отчего то на деревянные подобия ежей... Объяснение просто, поле битвы накрыла, сошедшая вдруг, сель. Вот какого ...??? И так везде и всюду, как только начинаешь ждать чего-то, полёт фантазии прижимают мордой к земле. |
Вместе с миром ушла и атмосфера игры, мрачная безвыходность словно испарилась в проклятых трёх метрах газона по периферии дороги, принепременно утыкающегося в каменные стены-нагромождения. По сюжетной линии нас не «ведут за руку», как это было в первых играх серии, не вышвыривают в мир пинком, как было в третьей части, нас, схватив за ухо, будто непокорного юнца, тащат по рельсам основного сюжета не давая отклонится с них и даже на дюйм.
Как ни странно, при всех минусах, что я описал, играть в четвёртую готику таки можно. Если не оглядываться на прошлые части, быть с ними незнакомым, воспринимать её как отдельную игру. Но даже в этом случае, встаёт очевидный вопрос – «Играть-то можно, но ради чего?». Фанат серии не почует в этой игре духа Готики, а это отвратит. Разве что захочется кому-то узнать – «А что же, всё-таки, было дальше?». Сторонний любитель RPG, не найдёт прокачки, ветвления сюжета, отыгрыша роли, плюнет, да возьмётся за игру поглубже, которых нонче немало. Любитель слешеров, коим игра является чуть более чем ролевой, в её сторону и не посмотрит даже. Красивой графикой игра тоже не заманит, та же старушка Ризен, годовалой давности, по части красоты окружающего мира уделывает Арканию одной левой. Вот мне и интересно, играть то во всё это, будет кто?
Спасибо всем кто выслушал моё нытьё, специально для Вас, Exstas, ревел крокодильими слезами.