Пост этот, не что иное как историческая справка, в которой делаются предположения на возможное возникновение черт лица некой личности, именуемой Джокером. Сразу приношу извинения за большое количество текста.
Данный персонаж существует уже около 70 лет, но с годами его популярность не угасает, а даже наоборот. Неоспоримый вклад в образ Джокера и канонизацию его внешнего вида внес знаменитый актер Хит Леджер, сыграв его в «Темном рыцаре» в 2008 году.
Откуда же взялась знаменитая «Улыбка Джокера»?
Прошлое Джокера остается покрытым тайной до сих пор, несмотря на всю семидесятилетнюю историю персонажа. DC продолжает придерживаться теории Алана Мура о многовариантном прошлом зловещего клоуна. По признанной канонической версии человек, ставший Джокером (возможно, он был неудачливым комедиантом, а возможно и гангстером), упал в кислоту, испугавшись Бэтмена, когда в костюме Красного колпака участвовал в ограблении карточной фабрики. (из Википедии.)
Но все дело в том, что когда создавался образ этого злодея, такое явление как «улыбка до ушей» назвалась совсем по другому в литературных кругах.
Она называлась «Улыбка Гуинплена».
Точнее – так ее стали называть после произведения великого французского писателя и драматурга Виктора Мари Гюго. Называлось это произведение ― «Человек, который смеется». Так же как и в известном романе того же автора " Собор Парижской Богоматери», в данном произведении главным героем является человек с изуродованной внешностью. Но в отличии от «Собора Парижской Богоматери» где Квазимодо был уродом от рождения, в «Человеке, который смеется» над внешностью Гуинплена поработали люди.
Действие романа разворачивается в 17 веке. В это время была очень распространена продажа детей с целью превращения их в уродов. Делалось это в основном для того, чтобы по лицу ребенка невозможно было определить его наследственные черты, ибо продающие в основном были герцоги и лорды (в меньшей степени рабовладельцы и бедняки, которым нужны были деньги), имевшие огромнейшее количество внебрачных и незаконных наследников. Занимались этим компрачикосы (или компрапакеньосы).
««Компрачикос», так же как и «компрапекеньос», ― составное испанское слово, означающее «скупщик детей».
Компрачикосы вели торговлю детьми.
Они покупали и продавали детей.
Но не похищали их. Кража детей ― это уже другой промысел.
Что же они делали с этими детьми?
Они делали из них уродов.
Для чего же?
Для забавы.»
«Человек который смеется» В. Гюго.
Своего рода пираты, с одной стороны у народа они вызывали гнев за свою далеко негуманную деятельность, а с другой восторг и восхищение у «коллег» врачей. Они вытворяли над человеческим телом такие эксперименты, которым позавидовала бы и современная медицина.
Компрачикосы с такой изобретательностью изменяли наружность ребенка, что родной отец не узнал бы его. Иногда они оставляли спинной хребет нетронутым, но перекраивали лицо. Они вытравляли природные черты ребенка,
как спарывают метку с украденного носового платка.
У тех, кого предназначали для роли фигляра, весьма искусно выворачивали суставы; казалось, у этих существ нет костей. Из них делали гимнастов.
В Китае с незапамятных времен существовало искусство, которое следовало бы назвать отливкой живого человека. Двухлетнего или трехлетнего ребенка сажали в фарфоровую вазу более или менее причудливой формы, но без крышки и без дна, чтобы голова и ноги проходили свободно. Днем вазу держали в вертикальном положении, а ночью клали на бок, чтобы ребенок мог спать. Дитя росло, таким образом, только в ширину, заполняя своим стиснутым телом и искривленными костями все полые места внутри сосуда. Это выращивание в бутылке длилось несколько лет. По истечении известного времени жертва оказывалась изуродованной непоправимо. Убедившись, что эксперимент удался и что урод вполне готов, вазу разбивали, и из нее выходило человеческое существо, принявшее ее форму.
Это очень удобно: можно заказать себе карлика какой угодно формы.»
«Человек который смеется» В. Гюго.
Природа «наделила его ртом, открывающимся до ушей, ушами, загнутыми до самых глаз, бесформенным носом, …, и лицом, на которое нельзя было взглянуть без смеха.»
И мальчик вынужден был вечно улыбаться, а лицо его стало маской Смеха. К слову, небольшие банды компрачикосов, по некоторым данным, сохранились и до наших дней на острове Басков. Говорят, что сейчас они занимаются лишь нелицензионной врачебной практикой.
Я считаю вполне логичным предположение, что Джокер мог попасть под скальпель таких «врачей». Причины и следствия неизвестны, впрочем, как и прошлое самого персонажа. Единственно, что в одном из интервью с Бобом Кейном промелькнула фраза, давшая идею написания этой статьи ― «… Джокер обладает незабываемой внешностью, а на лице у него всегда широкая улыбка, будто маска Смеха».