В июле вышел шестой фильм про Человека-паука и третий перезапуск серии. Три перезапуска за пятнадцать лет - это очень много. Разумеется, когда супергерой пользуется популярностью и приносит деньги студиям, количество перезапусков может приравниваться к бесконечности. Но зрители устают, рейтинги падают, и общие кассовые сборы все равно проседают, что уже было видно по дилогии «Новый Человек-паук» Марка Уэбба.
Не затрагивая недавнее «Возвращение Домой», хочется окинуть взглядом пять фильмов про ползучего супергероя, и выяснять, насколько полно данные произведения раскрывают вселенную Человека-паука. Сравнивать я буду с эталонным мультсериалом
Начнем по порядку.
Я просто писал кипящим раствором, когда увидел первый трейлер по телевизору. Шутка ли: мой с детства любимый супергерой перебрался на большой экран! Да я даже о таком мечтать не мог! И вот, я запускаю видеокассету с фильмом, в предвкушении что паук сейчас надерет задницу ящеру, или скорпиону, или доктору осьминогу... главный и единственный злодей Зеленый Гоблин? Что?? Парня, который появился только в третьем сезоне мультсериала, сделали главным злодеем фильма? Серьезно? Человек-паук стреляет паутиной из руки?? И почему, черт возьми, Мэри Джейн не носит желтый свитер? И вообще, что случилось с шутником Питером Паркером? Почему он постоянно плачет?
Проблема была в том, что от экранизации я ожидал дословного копирования многих вещей из мультсериала, это мешало объективному суждению. Позже, я пересмотрел первую часть еще несколько раз, и уже уверенно мог сказать, что Сэм Рэйми попал в точку с этим фильмом. Зрители приняли данное произведение с восторгом и просили добавки. Экшн был великолепен, музыка на высоте, злодей получился харизматичным, атмосфера супергеройского фильма обволакивала. Однако есть у фильма и ряд проблем.
И самая главная проблема - Тоби Магуайр. Хуже актера на роль Питера Паркера, наверное... можно было найти, но это слабое утешение. У меня просто нет цензурных слов, когда я смотрю на его игру в Spider-man. Я не сомневаюсь, что он отличный актер, и в других фильмах показывает непревзойденную игру, но в трилогии Сэма Рэйми он плох. И я совершенно не понимаю, за что фанаты считают его лучшим человеком-пауком. Он меланхоличный, скучный, ведет себя как тряпка, не смешной, мямля, и, временами, даже глуповатый, если не сказать туповатый. Таков ли Питер Паркер на самом деле? Да он полностью противоположен! Посмотрите мультсериал, чтобы убедиться.
Такая же проблема с Кирстен Данст - она никакущая Мэри Джейн, но на фоне Магуайра смотрится приличнее. Мэри Джейн девушка с характером, та, которая за словом в карман не полезет, дерзкая, целеустремленная, сильная. Кирстен Данст ничего из этого не показала, воплотившись в очередную раздражающую девушку супергероя.
Вот встречаются Тоби с Кирстен и начинают диалог. И начинается мелодрама! Вялотекущие, безэмоциональные диалоги Питера и Мэри Джейн возвращают меня к бразильским телесериалам или эпохи Санта-Барбара, когда мыло просто сочилось с экранов. Конечно, «мелодрама» присутствует в жанре Человека-паука, но на первом месте это все же супергеройский фильм и фантастика. Если бы я хотел мелодрамы, я бы посмотрел Дикого Ангела с великолепной Натальей Орейро. Стоило сделать диалоги между героями более живыми, и результат вышел бы лучше. Марк Уэбб (Новый Человек-паук) это усвоил.
Но Зеленый Гоблин сработал блестяще. Коварный, изворотливый: он неплохо заставил паучка попотеть.
В целом, как я сказал выше, Сэм Рэйми снял качественный фильм про супергероя. И если у вас нет каких-то специфических ожиданий, какие были у меня, то от фильма можно получить удовольствие, даже сейчас.
И вновь у Сэма Рэйми получилось. Шикарные сборы, хвалебные отзывы критиков.
Доктор Осьминог в исполнении Альфреда Молина получился хорошо проработанным злодеем с драматичной судьбой и понятной мотивацией. Боевые сцены можно смаковать, эпизод с поездом, пожалуй, сильнее всего врезался в память.
Диалоги Мэри Джейн и Питера Паркера все так же попахивают мылом, и градус мелодрамы все так же высок.
Посыл фильма таков: Питеру Паркеру предстоит выбрать, кем он хочет быть в конце-концов - супергероем или обычным студентом. На учебе не ладится, Мэри Джейн выходит замуж за какого-то космонавта, Питер резко начинает терять свои силы и решает забить на спасение людей и вернуться к привычной жизни. Не понимаю, как так можно вывести паучье ДНК из своих генов, но да ладно, пусть это останется магией вроде паутины из рук. То есть: из-за проблем на работе, учебе и личной жизни наш бравый супергерой бросает все к чертям, говорит Дяде Бену веское «Я не хочу» и надевает обратно очки. Герой психанул. Проходит время, Паркер внезапно осознает, что люди умирают, если их не спасать, а Мэри Джейн не хочет к нему возвращаться, потому что... ВЫХОДИТ ЗАМУЖ! Он об этом знал, но все равно начал к ней подкатывать, после избавления от суперсил.
-Эм Джей, я теперь другой человек, - уверял он ее.
-Питер - ты идиот? Я выхожу замуж! - отвечала ему рыжеволосая красавица.
И действительно, каким надо быть идиотом, чтобы предать себя и все что ты делал, ради девушки, быть с которой у тебя просто не получится, тем более что у нее свадьба на носу?
В итоге, прослушав нотации от тети Мэй, Питер осознал, что, черт побери, а город-то надо спасать! Люди в нем нуждаются! Да и Мэри Джейн все равно выходит замуж, что делать-то? Он вновь запрыгивает в свой костюм.
Чего он добился таким отказом от своей паучьей карьеры? Да ничего! А людей, которых он мог спасти, уже не вернешь. Как мы можем видеть в третьем фильме: на учебе, работе и личной жизни у него все наладилось, хотя он так же остался супергероем. Нужно было просто собраться с мыслями и приложить больше усилий, а не убегать при малейших проблемах. Хочу - спасаю, хочу - забиваю. Это какой-то на редкость капризный Человек-паук получился.
В мультсериале Питер терял свои паучьи силы вследствие мутации, он не хотел бросать свое призвание. Менялось его ДНК, что привело в итоге к превращению в жуткого монстра.
Отказывался от своей паучьей работы он всего два раза. Первый раз - когда Мистерио очернил его репутацию и настроил весь город против Человека-паука. Тогда Питер со злости пообещал не надевать костюм, но передумал за один день, вспомнив слова дяди Бена. Во-второй раз Питер по-серьезному отказался от Человека-паука, когда в сражении с осьминогом разрушил дорогую медицинскую исследовательскую лабораторию и винил в этом себя. Он просто осознал, что своими действиями порой приносит больше вреда чем пользы.
Стоит также отметить Джей Кей Симмонса в роли Дж. Дж. Джейсмона. Вот это было идеальное воплощение Джей Джоны.
И никакого «Враг в отражении», это все добавили наши переводчики.
Экшн все-таки остается на высоком уровне. Одно удовольствие наблюдать как паучок сражается с суперзлодеями. Ну и конечно же, комбо из паука и Нового Гоблина против двух суперзлодеев вышло зрелищным. Один из антагонистов, а именно — песочный человек, подавал большие надежды стать очередным интересным противником с тяжелой судьбой, но в конце его слили.
В этом фильме раскрывается темная сторона Питера Паркера, после того, как он «подцепил» симбионта. Но все опять упирается в Тоби Магуайра. Хотели показать персонажа, оступившегося с пути добра - получился подросток с кризисом переходного возраста. Все что совершает Питер Паркер нельзя назвать адекватным или осмысленным. Проблема в том, что он даже не пытается бороться с сущностью симбионта: он течет по волне, которая его несет, делает все как ему нравится и даже не задумывается о своих поступках. Захотел - убил песочного человека (по крайней мере он думал, что убил), на замечания тети Мэй, о том, что это все равно жестоко и неприемлемо, он безразлично пожимает плечами. Захотел - покалечил и чуть не прикончил своего лучшего друга Гарри Озборна, даже глазом не моргнув. Здесь можно возразить, мол, песочный человек убил дядю Бена, а Гарри разлучил его с Мэри Джейн, и вообще - он мерзкий гоблин. Но не стоит забывать, что Человек-паук никогда никого не убивает, как Бэтмен. Ни людей, ни злодеев, ни отпетых маньяков. Собственно это и было показано в конце фильма. А по поводу Гарри - свою девушку Паркер оттолкнул сам. Он вел себя эгоистично и безучастно когда ей нужна была поддержка. Эм Джей пошла искать поддержку у Осборна и этот визит привел к печальному исходу, как мы помним.
Питер Паркер причинял вред своим родным и близким, калечил врагов, вел себя как мальчишка в пубертатном периоде и просто кайфовал от этого. Но тут, внезапно! Мощная пощечина, которую он влепил Мэри Джейн в баре, внезапно осенила его: костюмчик-то, оказывается, гнилой и паразитирующий! И он тут же задается целью избавиться от своего черного паучьего наряда. Ах, если бы все мужчины могли оправдать домашнее насилие черным костюмчиком с другой планеты.
В мультсериале, конечно же, присутствовал симбионт. Питер Паркер подхватывал его на упавшем космическом челноке. Новый костюм разительно увеличил его силу, ловкость, сделал паутину в разы прочнее. Кстати, в фильме не сказать что симбионт так уж сильно повышал мощь паучка. Перемены в характере Питер обнаружил не сразу, однако он стал агрессивным и самоуверенным. Первое сомнение закралось, когда он чуть не прикончил Рино (в это сюжетной ветке помимо Венома фигурировали Рино и Шокер). Паркер осознавал силу своей ярости и злобы, но сопротивлялся им. Костюм был нужен Питеру, не потому что ему нравилось или он получал кайф, а затем, что симбионт давал ему небывалые силы для борьбы с врагами. Человек-паук избавился от чужого костюма, как только понял, что больше не может сдерживать волю симбионта и его стремление убивать врагов. Он оставался самим собой, несмотря ни на что. И никаких танцев не было!
Еще выделю рояли в кустах. Дважды за фильм. У Осборна откуда ни возьмись появился дворецкий, который знал, что Норман убил сам себя, о чем малый-то и не ведал, продолжая винить во всем Паркера. Почему дворецкий не сказал раньше? Потому что для Гарри нужно было быстренько придумать повод придти на помощь Человеку-пауку. Второй рояль - это Флинт Марко. Я не сомневаюсь, что сэндмена хотели показать неоднозначным злодеем, но зачем надо было переворачивать все с ног на голову и оглашать его убийцей дяди Бена? Чтобы заставить паука охотиться на песочного человека? Но вроде бы как Флинт Марко суперзлодей, грабитель и убийца и Человек-паук его в любом случае преследовал бы, без дополнительной мотивации. Их последний диалог полностью вывел меня в осадок:
-Человек-паук, ты меня извини, что я случайно убил дядю Бена. Но у меня больная дочка.
-Нет проблем, я тебя прощаю. Ступай с миром.
Вся неоднозначность злодея просто улетучивается. Убийство человека он оправдывает своей больной дочкой. То есть, исходя из его логики, можно грабить, насиловать, разрушать если у тебя есть железное оправдание, ну и обязательно раскаяться к концу фильма. Человек-паук всех поймет и простит. Вы можете возразить, что, во второй части, Доктор Октавиус, будучи отпетым злодеем, так же одумался к концу фильма. Но Доктор Осьминог пожертвовал собой и спас город. Песочный Человек же ничем не жертвовал и никого не спасал. Как только понял, что Веном склеил ласты, сразу же поспешил сдаться и раскаяться.
Ну и напоследочек, личность Эдди Брока, которая оказалась ну очень слабо раскрыта. В мультсериале Эдди появлялся задолго до серии с симбионтом. На протяжении повествования, было показано, за что Брок так ненавидит Человека-паука. Его желание лютой мести было понятно и обоснованно (с его точки зрения). В фильме коней запрягли слишком быстро, Брока буквально натаскивали к ненависти против Питера Паркера. Получилось неестественно. Как это можно было исправить? После первого фильма, стало ясно, что паучью франшизу ждет светлое будущее. Сэм Рэйми мог заранее продумать последний фильм трилогии и ввести Эдди Брока уже во второй части. Так вражда горе-фотографа с Человеком-пауком могла быть раскрыта более органично.
Такова трилогия Сэма Рэйми. Получилось слишком много негатива - да. К некоторым моментам я придирался - да. Я фанат паука, я обожаю этого героя, и у меня свое, сформировавшееся видение вселенной Человека-паука. Но, это ни в коем случае не плохие фильмы. Более того - это веха в супергеройском кино, заслуживающее уважения.
Что там с дилогией Марка Уэбба? Об этом в следующей части.