Практически через всю игру проходит мысль: демоны - это плохо. Это, мол, очень плохо, с религиозной точки зрения - грех, с точки зрения закона - преступление, ну и до кучи огромная опасность.
Пожалуй, в массе своей демоны действительно ничего хорошего смертным не приносят. Особенно отличились суккуба Коннора и демон Праздности, поймавший героя в сонную ловушку. И убеждать в том, что на самом деле демоны - милые и безобидные существа, у меня язык не поднимется. Но у них тоже есть своя правда.
Рекомендую: Вот Эта, занявшая тело Софии Драйден (DLC "Крепость Стражей").
"Вот Эта" и суккуба храмовника: попытка беспристрастного взгляда
"Вот Эта" и суккуба храмовника: попытка беспристрастного взглядаПри всех своих недостатках демоница эта - не абсолютное зло. Порождение Тени, попавшая практически в ловушку смертного тела, многие годы скучавшая в заброшенном форте, она, естественно, хочет освободится хотя бы в пределах физического мира. Этой даме свойственна определенная наивность: тащить полуразложившуюся оболочку в свет - нарываться на большие неприятности, а она об этом не думает. Но самое в ней симпатичное - это ее честность и ожидание ответной честности от смертных. Бедняга Вот Эта и помыслить не могла, что получив от нее все - золото, информацию, закрытие разрыва в Завесе, коварная эльфийская колдунья (к примеру) не моргнув глазом убьет ее на месте.
Еще менее однозначна другая демоница, покорившая одного из храмовников в Круге:
"Вот Эта" и суккуба храмовника: попытка беспристрастного взгляда
"Вот Эта" и суккуба храмовника: попытка беспристрастного взглядаОна даже не жестока. Как может, в своем понимании, она устраивает своей жертве счастье, которое он не смог бы получить в реальной жизни. Дилемма "но он же несвободен" - "но он же счастлив" не имеет и никогда не получит этически оправданного решения. Храмовника даже жертвой нельзя однозначно назвать: в данном случае суккуба скорее симбионт, чем паразит.
Тут можно еще вспомнить таких обитателей Тени в материальном теле как Хозяйка Леса и Великий Дуб (не говоря уже о покровителе Винн и о Духе Справедливости из Awakening) - существ весьма разумных и вполне благожелательных. Они не то чтобы демоны, но, судя по кодексу, грань между демоном и духом проводится по границе враждебности к смертным - а это весьма расплывчатый критерий. Несколько особняком стоит Флемет, но это - совсем другая история.
Если же смотреть более общим взглядом, многократное общение с разнообразными демонами никак не отразилось на герое (не более, чем общение со смертными). К тому же, истерические и категорические запреты на контакты с демонами у довольно значительного количества смертных порождают желание с демонами немедленно пообщаться. Причем без всякой осторожности. Не все, в общем, гладко с бытующей Ферелденской практикой относительно демонов.
В современном искусстве (я считаю, что сюжетные компьютерные игры давно уже могут быть причислены к массовому искусству) еще с конца XX века с успехом используется максима "у каждого есть своя правда". Мысль весьма жизненная, но все же игроделам трудно отрешиться от давней привычки делить "населяющих" игру существ на "тех, с кем говорить" и "тех, кого валить", а демоны в DAO относятся все же ко второй категории. Тем приятнее, что рано или поздно категории теряют четкие границы.
Есть надежда, что тема не-абсолютно-плохих демонов получит развитие в следующей игре серии.