Первое официальное дополнение к Neverwinter Nights 2 под названием «Маска Предателя» (Mask of the Betrayer) вышло в 2007-м году. Однако, несмотря на немаленький срок существования, многие поклонники игры так и не удосужились познакомиться с этим действительно достойным продолжением. Поэтому я взяла на себя труд провести небольшой экскурс в эту часть приключений Калак-Ча.
Место действия
Наш герой пробуждается и обнаруживает себя лежащим на полу в какой-то жутковатой пещере с наскальными рисунками. Пока он пытается вспомнить, кто он и как сюда попал, к нему приходит спасение в лице лысой девушки с татуировками на голове и грязной переносицей красивыми миндалевидными глазами. От нее и становится известно, что занесло нас ни много ни мало – за сотни миль от Берега Мечей в холодную и суровую страну под названием Рашемен.
Именно в этих краях проходит большая часть игры, однако разнообразие не пострадает: герой побывает в древних пещерах и в развалинах имаскари, в заснеженных лесах и в солнечной горной долине, в горящей роще и в ледяном убежище морозной карги. А ведь еще будет Тэй – вотчина красных волшебников, и Город Суда, что в плане Фуги, куда попадают только мертвые и немногие избранные живые.
С первых же локаций заметно, что графика стала немного лучше, взять ту же пещеру, где очнулся протагонист: гигантские светящиеся грибы, пробивающиеся корни и прочие мелкие детали интерьера не идут ни в какое сравнение с голыми земляными стенами из оригинальной кампании (далее – ОК). Да, по сравнению с ОК мир стал более атмосферным, разнообразным и чарующим, а музыкальное сопровождение только усиливает впечатление от игры.
Я его слепила из того, что было…
Персонажа можно создать самому, начав новую игру в кампании «Маска Предателя», а можно импортировать ставшего родным Калак-Ча из оригинальной кампании. Последнее, конечно, предпочтительней, потому что при переносе персонажа у него сохраняется надетая экипировка (кроме оружия), уровень и заработанные навыки прохождения. Если же создавать нового персонажа, то у него будут навыки, которые дают раса и класс, экипировка с усилением на +3 (кроме шлема и оружия) и возможность поднять героя до 18-го уровня перед началом игры.
К сожалению, весь импорт в игре только персонажем и ограничивается: все особенности прохождения ОК нужно выбирать в диалогах самому (подобная система есть в KotOR’е). Однако отсылок к прошлым приключениям довольно много, так что связь между игрой и дополнением ощущается хорошо.
Развитие персонажа
Если в оригинальной кампании герой мог достичь только 20-го уровня (выше не идет, хоть ты тресни), то теперь планку повысили до 30-ти. Кроме того, добавили новые расы, классы и престиж-классы – не много, но радует. Ну, и конечно, навыки и способности для всех классов до 30-го уровня, включая эпические заклинания и улучшения параметров.
Расы:
|
Классы:
|
Престиж-классы:
|
Скажи мне, кто твой друг…
Система компаньонов претерпела ощутимые изменения к лучшему. Спутников стало меньше (всего пятеро), но взаимодействия с ними больше, и больше пользы от заработанного влияния. Теперь при влиянии 25, 50, 75 и 100 можно, поговорив с персонажем, получить полезные навыки, дающие прибавку к характеристикам или способностям, как для спутника, так и для героя. Кроме того, если с персонажем роман, то последний бонус заменяется более сильным его вариантом. Даже романы тут стали немного лучше: постельных сцен, конечно, не появилось, но развитие отношений стало более логичным и тесно переплетается с сюжетом. Сами же компаньоны ничуть не уступают прошлым соратникам в индивидуальности и разнообразии характеров. Они точно так же конфликтуют между собой и одобряют или порицают поступки героя.
Всего возможных спутников в дополнении пять, но два из них – взаимоисключающие.
Человек, красный волшебник, специалист школы Трансмутации.
«Сафию можно назвать красавицей. У нее золотистая кожа, тонкие черты лица и темные миндалевидные глаза. Однако ее лысая голова и изящные татуировки выдают в ней красного волшебника Тэй, и это значит, что везде, кроме ее родины, к ней будут относиться со страхом. Когда она улыбается, на ее лице видно смущение, словно она не привыкла это делать, но вы чувствуете в ней силу и целеустремленность, воспитанные в ней ее суровой родиной». Сафия ценит в людях серьезность и эрудицию. Чтобы добиться ее расположения, демонстрируйте ей свои знания и умения, не отказывайтесь от ее квалифицированной помощи и выказывайте хорошее отношение к ее гомункулу Каджи (Kaji), к которому она сильно привязана (он идет бонусом вместе с волшебницей и умеет вскрывать замки и обезвреживать ловушки). Не ругайте красных волшебников – она этого не любит. Если вы – мужчина, Сафия может стать вашей дамой сердца. «Каджи - это гомункул, существо, созданное магией Сафии. Он примерно 18 дюймов росту (приблизительно 46 см), а кожа у него грубая и бородавчатая. Он выглядит вполне безобидным, но у него острые зубы и длинные и ловкие пальцы - признаки настоящего вора». | |
Каргово отродье, шаман духов.
«Ганн высокий, не очень красивый, но обаятельный. На его лице застыла вечная ухмылка и выражение скуки. Его кожа имеет синевато-фиолетовый оттенок - знак того, что его матерью была карга. В отличие от других потомков карг и людей, Ганн не уродлив... но рашеми все равно относятся к нему с подозрением». Ганн довольно-таки самолюбив, поэтому ему нравится, когда признают его привлекательность и обаяние. И хотя он немного страдает от того, что родители его бросили, он не любит, когда его жалеют. Говорите ему комплименты, цените его способность путешествовать по сновидениям – и этот парень станет вашим лучшим другом. А если вы – женщина, то Ганн – единственная кандидатура в спутники жизни. | |
Полу-небожитель, священник.
«Каэлин обладает какой-то странной, сверхъестественной красотой... у нее серебряные волосы, а глаза темные, как у голубки. Ее крылья свидетельствуют о том, что она - полунебесное существо, дитя ангела и смертного. В ней безошибочно угадывается сильная личность... но в ее глазах мелькает печаль». Каэлин – загадочная крылатая девушка, служительница Илматера. Когда-то она была жрицей Келемвора, а теперь ее заветная цель – разрушить Стену Неверующих. Чтобы завоевать ее расположение, поддерживайте ее в этом стремлении и проявляйте сострадание к другим. Птичка конфликтует с Одним из Многих, поэтому если оба у вас в партии – готовьтесь к спорам между ними. | |
Дух, воин.
«При жизни Окку был медведем - одним из тех величественных зверей, которые правили этими землями. После смерти он стал духом, и рашеми считают его одним из местных богов. Но его когти и зубы не стали менее острыми... а его сила теперь зависит не от крепости костей и мышц - она подпитывается энергией множества духов и зверей, которые поклоняются ему». Окку присоединится к команде, если герой подавит свой Голод и не станет поглощать его дух. У него есть своя история, тесно переплетенная с историей Пожирателя Духов. Когда-то Окку был вождем своего племени, но когда он решил помочь одному из носителей проклятия Миркула, его народ отвернулся от него. Ведите себя достойно и не злоупотребляйте утолением Голода – и бог-медведь станет уважать вас. Убедите его в своих намерениях справиться с проклятием и помогите вернуть расположение клана – и вы получите преданного друга. | |
Нежить, вор, варвар, чернокнижник.
«Один из Многих - это множество злодеев, заключенных в одном теле. Его сознание состоит из душ множества убийц, сумасшедших и других отбросов общества, которые окончательно потеряли рассудок, пребывая сначала в хранилище бога мертвых, а затем в крематории. Таким образом, Один из Многих - это воплощенная злоба, и у него только два желания, есть и причинять боль разумным существам - всем, кроме вас». Если вы не пощадили Окку, а поглотили его душу и при этом сохранили трофейную шкуру, то на его место можно будет взять Одного из Многих. Это весьма полезный компаньон, умеющий быть вором, варваром или чернокнижником, которых можно сменить в любой момент, поговорив с ним. Вором он является с самого начала, варвар становится доступным после открытия его в диалоге, а чернокнижником Один из Многих может стать после того, как поглотит душу Спящей. Один из Многих отличается злобным нравом. Он любит, когда герой совершает подлые поступки, поглощает души и потакает его капризам. Если Один из Многих состоит в партии с Каэлин, ему понравится, если задевать ее или обманывать, особенно, если делать это втайне от Голубки, что вполне осуществимо, учитывая, что герой может общаться с ним мысленно, а Одного из Многих никто не видит и не слышит, кроме героя. Если не позволить Одному из Многих съесть душу Миркула, он очень обидится. Если разрешить… Пожалуй, не стоит этого делать. |
«Ваш персонаж от голода не умрёт, а вот вы - можете. Так что питайтесь хотя бы пару раз в день, ведь мы не хотим лишаться наших верных поклонников». Увы, в «Маске Предателя» такой халявы нет и персонаж вполне может умереть от Голода, если не будет питаться духами и душами. Собственно, проклятие, вокруг которого закручен сюжет дополнения, и представляет собой голод – голод Стены Неверующих, алчущей душ. В игре это реализуется появлением такого параметра как сытость, дополненного коэффициентом, отвечающим за скорость ее убывания. Посмотреть их можно после битвы с Окку на специальной шкале – новой части игрового интерфейса. Теперь приходится тщательно следить за полоской и вовремя подпитываться духами, чтобы персонаж не умер. Кроме того, необходимо просчитывать часы отдыха и путешествия между локациями, чтобы не умереть во сне или в пути. К счастью, на новой карте пишут количество часов, которые потратятся на путешествие в нужную локацию.
Походная кухня, походная кузня…
Система создания и зачарования вещей тоже претерпела изменения. Старые рецепты из ОК все еще актуальны, но появились более мощные и простые альтернативы. Теперь можно создавать уникальные артефакты, используя эссенции душ важных персонажей, и зачаровывать вещи с помощью эссенций духа, выпадающих с монстров. У каждого вида эссенций есть свой список чар на соответствующие типы предметов, сила зачарования зависит от яркости эссенций. Чтобы преобразовывать ненужные эссенции в нужные, доступны три вида манипуляций: объединение, разделение и трансформация. Бегать к станкам теперь не придется: мешок зачарователя и дистиллятор преобразователя носятся в инвентаре. Кроме того, зачарованию поддаются не только броня и оружие, а и другие предметы, например, шлем, ожерелье, сапоги; для эпических уровней (от 20-го) стали доступны четыре зачарования на один предмет вместо трех в оригинальной кампании.
Баги и глюки
Баги в игре случаются, увы. Их стало в разы меньше, вылетать после каждого чиха игра перестала, но не обошлось без ложки дегтя. У меня, например, стабильно глючит диалог с Окку после битвы с ним: экран залеплен яркими разводами, а вместо букв в вариантах ответа какие-то смазанные строчки. Причем, этот казус случался всегда, вне зависимости от того, какая версия или сборка игры установлена. В итоге, мне пришлось раз десять загружать сохранение, тыкать в реплики наобум и запоминать, в каком порядке расположены нужные мне. У кого-то в определенный момент портились сохранения или происходили странные трансформации компаньонов, и всякое такое. Так что сохраняйтесь почаще и в разные слоты.
Подводя итоги
В общем и целом дополнение удалось. Несмотря на стандартные невервинтеровские недочеты, продолжение получилось достойным и интересным. Особенно жирный плюс можно поставить атмосферности, сюжету и погружению в один из кусочков вселенной Забытых Королевств. Я бы порекомендовала пройти «Маску Предателя» даже тем, кто не прошел или прошел не до конца оригинальную игру, хотя, конечно же, с импортированным персонажем интереснее.
Благодарность за вычитку - Surt'у, Soth'у и Kavem'у.
Благодарность за оффлайн-редактор постов - Midest'у.