Уважаемые читатели, в скором времени мы собираемся открыть раздел обзоров. Внешне наши обзоры будут другими, но пока новая "шкурка" сайта в разработке, мы выкладываем первый из них - посвященный игре Silent Hill: Shattered Memories.
Shattered Memories – не хоррор. И для многих поклонников серии, к которой эта игра формально относится, не Silent Hill вовсе. Действительно, с первой частью, «переосмыслением» которой по словам разработчиков является SM, предмет обзора роднят по большому счету лишь имена некоторых персонажей, название города, кое-какие памятные локации да завязка сюжета. Развитие событий, сама суть игрового действия и даже атмосфера происходящего имеют совсем мало общего с первым SH.
Shattered Memories – это скорее сюрреалистическое приключение, с первых кадров нагнетающее не мистическую атмосферу, а ощущение глубокого погружения в странный, психоделический сон, будто всё происходящее – игра сознания, не исключено, что расширенного специальными препаратами. Соавторами этого сна по задумке создателей SM должны стать сами игроки. Рассказ ведется от лица человека, находящегося на приеме у психоаналитика, последний время от времени прерывает повествование с целью задать очередной вопрос личного характера, о дружбе, отношении к смерти или чувстве вины и многом другом. Вопросы сопровождаются психологическими тестами, проходить которые естественно придется самому игроку. Разумеется, правильных и неправильных вариантов нет, на что не раз обращает внимание и сам доктор, но от ваших ответов зависит не только некий «психологический профиль» героя, но и содержание рассказа, а следовательно и основное игровое действие. Меняются персонажи, их внешность и характеры, иначе выстраиваются диалоги, другими становятся даже игровые ситуации – маршруты, локации, некоторые головоломки. В конечном счете различные линии поведения героя как в рассказе, так и при ответах на вопросы психоаналитика ведут к одной из пяти возможных концовок, а разнообразие вариантов – само по себе неплохой стимул к повторному прохождению игры.Повторюсь, SM неправильно будет называть хоррором. Игры, нагнетающие атмосферу ужаса, со времен Resident Evil оформились в отдельный жанр, хотя по части геймплея их уместнее всего отнести к action/adventure. Shattered Memories – с одной значимой оговоркой (об этом ниже) чистый представитель жанра adventure, при этом игра не ставит целью держать в напряжении всё игровое время. Его большую часть мы довольно спокойно исследуем Сайлент Хилл, разгадывая несложные, но часто интересные своим устройством головоломки, так или иначе завязанные на моушн-управление, отыскиваем разные предметы, обычно не имеющие практического значения, но играющие свою роль в сюжете, открываем все новые и новые сюжетные подробности и движемся далее по рассказу. Основными элементами игровой механики являются телефон со встроенными фотокамерой и навигатором, а также фонарик. Здесь отлично задействованы возможности контроллера вии. Довольно естественно и интуитивно используем виимоут как указатель, лучом света выхватывая объекты из темноты или освещая путь. В режиме телефона голосовые сообщения выводятся прямиком на динамик самого моута, камера используется для обнаружения всяческих паранормальных явлений, невидимых глазу, но оставляющих «эмоциональный фон», который проявляется в виде помех на экране, шипения и скрежета, исходящих из динамика телефона. Весьма необычной особенностью для игр жанра является полное отсутствие инвентаря. Нет ни лекарств/аптечек, ни надобности складировать многочисленные предметы, т.к. квесты «найти - отнести» почти отсутствуют: обязательный поиск касается только ключей. Отсутствие боевой системы как таковой не предполагает и использование оружия.
Однако SM не лишена ни традиционного для игр серии альтернативного мира, ни экшн-эпизодов, пусть и занимающих от силы процентов двадцать игрового времени. В определенный момент окружающая главного героя действительность будто замерзает, мир преображается, покрываясь внушительным слоем льда, меняется рельеф – рушатся здания, корежатся металлические конструкции, возникают огромные трещины на поверхности, а улицы наводняют демоны, облик которых также зависит от психологического профиля вашего героя. Эти существа будут стаями охотиться на вас, их нельзя убить, но можно напугать яркой вспышкой света или остановить вовремя брошенным под ноги предметом, вроде подвернувшегося на пути шкафа или другой детали обстановки. Большую часть времени придется просто бежать, пытаясь выбраться из кошмара. Если все же не удалось уйти от объятий нескольких бледноликих тварей – есть возможность сбросить их резким движением моута и нунчака в направлении монстра.
Сцены погонь являются самыми противоречивыми в игре, и по их поводу уже поломано немало копий на игровых форумах. Мнения противоположные. Кто-то считает эти моменты самой раздражающей частью игры, однообразной, обескураживающей необходимостью методом долгих проб и ошибок искать нужный маршрут сквозь череду почти одинаковых коридоров и комнат, часто бегать кругами и раз за разом погибать в лапах одинаковых монстров. А кто-то наоборот находит замерзший альтернативный мир здорово разбавляющим исследование «нормального» Сайлент Хилла, считает, что трудности людей с ориентацией в пространстве – их личные проблемы, сродни блужданию в трех соснах, а грамотное использование предметов, источников света и своевременные действия при окружении врагами позволяют не умирать вообще.
Мне альтернативный мир понравился. Был неплохой челлендж, меня не раздражавший вовсе, а сами эпизоды погонь вносили необходимое игре разнообразие. «Альтернативные» локации хотя и смотрятся на первый взгляд одинаково, на самом деле, если приглядеться, имеют массу своих уникальных особенностей. Замороженный лес, расцвеченный фонарями или больничный комплекс, разрезанный… железнодорожными путями с опрокинутыми вагонами на них, перевернутые комнаты – некоторые моменты очень запомнились.
Игра, хотя и отличается во многом от традиционных частей серии, по силе эмоционального воздействия, атмосферности происходящего, возможно, не уступает им. Главное, конечно, это история, загадочная, увлекающая. Интрига нагнетается мастерски, а темп повествования почти идеальный. С каждым новым сюжетным поворотом вопросов становится все больше, а предшествующие события предстают в новом свете. Игра полна текстовых и аудио-флешбеков, и мы по кусочкам собираем более-менее целостную картину, тем не менее не исключающую разночтений. Концовка в своих пяти вариациях, по всем канонам - яркий финальный аккорд, делающий из интересного интригующего сюжета одну из наиболее впечатляющих игровых историй последних лет.
Стоит сказать несколько слов о графической составляющей и музыкальном сопровождении. Световые эффекты, тени, детализация и текстуры – всё исполнено на очень приличном для вии уровне и делает новый Silent Hill одной из самых красивых игр на платформе. Нельзя не отметить насыщенность, проработанность, детальность интерьеров – каждая комната, каждая локация заполнена множеством предметов, тщательно прорисованных. В этой игре новое помещение всегда интересно просто рассматривать и наслаждаться тщательностью и красотой исполнения. Что касается звука, здесь не все так однозначно. С одной стороны большую часть времени действие сопровождается незатейливым эмбиентом, что не оставляет особенно сильных впечатлений. С другой, Ямаока написал несколько действительно ярких композиций, вроде Acceptance и When you’re gone, которые в любом случае хотелось бы отметить (они порадовали не только музыкой, но и, как ни странно, текстами, в целом эти вещи хорошо отражают настроение и суть игры).
Тем не менее, как почти во всем остальном, в дизайне персонажей и мира и даже в звуковом сопровождении SM сильно отличается от старых Сайлентов. Эта игра выглядит и воспринимается иначе, так что стоит быть готовым к совершенно новому опыту в рамках серии.
При всех своих достоинствах Shattered Memories неоднозначна. Главным спорным моментом является, конечно, ее заголовок. Думаю, некоторые фанаты будут рады и новым воплощениям старых персонажей, а в SM в других ролях отметились и Далия, и Сибил, и Лиза, конечно и Гарри с Шерил, возможно, будут рады сюжетным отсылкам к «оригиналу», но на самом деле этот SH предлагает иную действительность, город, лишенный своей мистической силы, где нет никакого культа, да и прочих атрибутов привычного сайлентовского ужаса. Если вы прежде всего желаете получить старый добрый Silent Hill в лучших традициях серии или хотя бы игру, держащую в напряжении каждую секунду, Shattered Memories может разочаровать.
Вердикт выносить трудно. С одной стороны я могу понять поклонников прошлых частей, возмущенных вольностью интерпретаций и отходом от традиций, с другой – нельзя не брать во внимание новую замечательную психологическую историю, ярких персонажей, увлекательный и довольно разнообразный геймплей, да и потом, можно согласиться с той частью публики, которая считает работу британцев глотком свежего воздуха или вещью, как минимум не посрамившей прославленное имя. Полагаю, Shattered Memories заслужила высокой оценки, не буду бросаться цифрами, просто надеюсь, что эту игру попробует как можно больше людей, так как она действительно достойна самого пристального внимания.