каких искусных стрелков мне посчастливилось видеть при взятии Кале!
Помнится, во время какой-то атаки один генуэзец высунул руку из-за щита и
пригрозил нам, а мы стояли в сотне шагов от него. Сейчас же двадцать
стрелков пустили в него стрелы, а потом, когда мы нашли генуэзца мёртвым,
оказалось, что у него в предплечье сидело восемнадцать стрел."
"...До слуха Аллейна долетали отрывистые, суровые приказы командиров лучников, воздух был полон резким гудением тетив, свистом и стуком падавших стрел. У подошвы холма выросла целая стена повалившихся лошадей и сражённых воинов, она всё росла, всё поднималась, по мере того, как прибывали свежие эскадроны и устремлялись на приступ утёса."
Всё верно: и Викинг, и Скальд предпочли комплектовать свои войска лучниками. Во всяком случае, во второй половине игры. Даже у Скальда, могущего держать в руках только один лук, вероятность критического выстрела лучников достигала 60-90%, только за счёт предметов экипировки. С применением заклинания «Улыбка Фортуны» она достигала 100%, а заклинания «Точность» и «Сила дня» в сочетании с Висой Хельхейма превращали лучников в кошмар для любых врагов.
У Скальда так и не возникло необходимости в применении «Бурана». Правда, заклинание встретилось лишь под конец игры, когда книга магии была забита магическими свитками, приберегаемыми для финальных сражений. Таким образом «союзникам» в очередной раз удалось уберечь врагов от знакомства со снежно-ледяными зарядами… Впрочем, эльфийские лучники справились и без помощи атакующей магии. Но я отвлёкся: пора вернуться к Скальду.
Почему, собственно говоря, Скальд не должен возвращаться домой, на север, до момента первого боя с Гилфордом? Очень просто – чтобы выполнить сразу все задания, связанные с посещением островов.
Это важно:
Перед оказавшимся в Арлании и получившим крылья Скальдом лежат два пути. Можно сразу подлететь к башне Резо, рассказать о ящерах и превращённом медведе. Эльфы при этом станут мирными, а вы лишитесь опыта и золота. На мой взгляд, к магу нужно идти только после зачистки территории от коварных эльфов: получите опыт, золото, да ещё и пополните численность своих лучников – благодаря навыку «Дипломатия». Выбор за вами!
Поговорив с Резо, возвращаемся в Гринворт и через топи и пещеры скачем в Ледяные Сады, где Скальда уже ждёт драккар. Попутно можно обследовать недоступные ранее места - крылья позволяют это сделать – и окончательно разобраться с драконами.
Которые – вот сюрприз! – кидаются наутёк при нашем появлении. Также заберите у волхва первую часть лекарства от почесухи.
На Нордлиге сажаем росток энта, отдаём корабелу доску с «Бешеной Кефали», истребляем орков по заданию валькирии Гудриды, забираем у Гутторма бочонок пива и посещаем недоступную ранее хижину Йотуна.
На Вестлиге – истребляем орков, закупаем булочки, уничтожаем вампира, поселившегося на кладбище, посещаем хижину йотуна и сажаем росток энта. Фастланд: истребляем последние отряды орков, находим ледышку для бесёнка, забираем на маяке селёдку. Истерренг – вырываем у медведя клок шерсти, отбиваем у нежити щит Тюра, посещаем хижину йотуна. Конечно, разумно будет проверить магазины, докупив нужные предметы и войска. Возвращаемся в Гринворт.
Пора заняться квестом от эльфов – чтобы получить доступ к гномам. Не стоит забывать, что отравленная пауком эльфийка после разговора подарит свиток Магии Странствий – вот только какой?
Из личного опыта:
Разумеется, я сохранил игру. И, конечно же, эльфийка торжественно вручила мне «Песнь ветра» - почти самый бесполезный свиток из всех возможных. Не пойдёт. Вышел из игры, загрузил – «Броня Титана». Мне нужно «Улыбку Фортуны»! Сколько раз ни загружал игру – броня, и всё тут! А ведь раньше такого не было. Неужели опять патч?! Ну хоть вообще ничего не сообщай о полезных багах в своих статьях!
Очищаем подземелья гномов и получаем доступ наверх. Спешим к Лью Клисану, вручаем продукты, расстаёмся с миллионом золота.
Это интересно:
Крайне любопытно было бы провести подсчёт золота, полученного с помощью Кристы: окупает она потраченный на неё миллион или нет? Стоимость врученных регалий тоже стоит учесть. Но меня не хватило на столь адский труд. Быть может, сможет подсчитать кто-то из вас?
Побеждаем демона (не забыть сообщить торговцу о победе!), вручаем первую часть антипочесухина и бежим к гномам.
(На второй ярус Демониса мы вновь вернёмся, когда будет готово платье и добыт второй компонент лекарства – чтобы не тратить зря время.)
Куда отправимся теперь? Разумеется, на Гронтланд.
Это важно!
Если сначала доберётесь до короля Рифтланда, в процессе разговора он отправит вас на Гронтланд и подарит карту острова. В том же случае, когда вы уже побывали на Гронтланде, королю ничего не остаётся, кроме как вручить вам свиток Магии Странствий. (Я, как ни старался, опять получил броню. Ну точно – патч!)
На Гронтланде Скальда вновь начинает преследовать беготня: сделай молот! – отнеси журналы! Добудь печатную машинку! – найди пресс! – принеси чертежи! В общем, набегаетесь вволю. Хорошо, что плыть никуда не надо. Побеждаем землеройку и идём на Рифтланд.
При встрече с Локи возникает небольшая проблема – никак не разместить лучников таким образом, чтобы не загорались. А оставить лишь три отряда – не успеют победить за отведённый срок. Положение легко исправляется при наличии заклинания «Воскрешение»: делим войско на две части; одну воскрешают паладины, вторую – заклинание.
Из личного опыта:
Ура, наконец-то патч дал хоть что-то полезное: при просьбе к портному показать свои товары игра не вылетает на рабочий стол, как это было во время всех предыдущих прохождений. Впрочем, чёрт с ним, с магазином – я бы предпочёл, чтобы не уменьшалось количество драконов и не урезался Алукард.
Атакуем Некротикса: снова здравствуйте, опять в войске Дракона нет драконов! (То же случится ещё раз, во время боя с драконом-некромантом на Исланде.)
Нет, это не лучники, это - паладины. Должны же они хоть изредка принимать участие в рукопашной?
А здесь дело за лучниками. Они, разумеется, победят.
Впрочем, неплохо получается и так.
Попав на Исланд, уничтожаем драконов, но назад не торопимся: сначала нужно выполнить квесты грифона Сиррана.
После победы над ним ещё раз возвращаемся к драконице и получаем задание на добычу коровы – требуется вернуться к волхву на Рифтланд. Попутно разговариваем с призраком, решение его квеста также находится на Рифтланде. Теперь возвращаемся.
Из личного опыта:
И всё-таки очень беспокоила нехватка золота и вражеских отрядов. Первое не давало возможности получить достижение «Жадина», а второе – одержать по пятьдесят побед с экипированными предметами. (Ну да, как обычно, перед самым финалом в качестве приза вручаются именно они, а руны лишними не бывают).
Пираты-призраки находят не только золото. Главное - успеть к сундуку первыми.
К моменту окончания очистки Тунгсинна я всё же добыл десять миллионов; чтобы все их потратить на бои с Джоном – ради активации предметов. Для активации паладинского знамени не хватило одного боя, а деньги закончились! К счастью, у берега Гринворта обнаружился забытый корабль с нежитью, и всё удалось. Непременно оставляйте в запасе отряды врагов, чтобы не пришлось тратить золота на бои с героем ради активации артефактов, оружия и регалий.
Собственно, всё самое лёгкое позади, впереди нас ожидает самое мерзкое и гнусное: бои за "союзников".
Из личного опыта:
Как обычно, я выпускаю против Дедреда эльфов.
Эльфийская экипировка.
Как обычно, мерзкие дриады сотнями дохнут от яда и ещё сотнями – на следующих ходах. Как обычно, скелеты расстреливают и отравляют единорогов. Как обычно, я проигрываю.
Понятно, что главная проблема в яде. Но если его я нейтрализовал экипировкой, то что делать с лучниками? Превращаю в баранов – Дедред развеивает магию. Заключаю в скорлупу – шаровая молния её разрушает. Сработала обычная схема: оставшись с последним забараненным отрядом, Дедред перестаёт применять магию, позволяя мне воскрешать павших. Правда, подходящий расклад удалось выбить после трёх десятков боёв.
Чистая победа.
Вредители номер два – гномы; именно они сражаются с Магникатом.
Экипировка гномов.
Но… Какой идиот укомплектовал армию алхимиками вместо инженеров?! Как прикажете восстанавливать численность дроидов? И чем блокировать врага – прежде это делали инженеры при помощи «Одарения»? Кто, кто додумался делать такой расклад?! Генератор, да? А кто ему задавал параметры?!
Делать нечего, вступаю в бой. Первые же выстрелы скелетов – опять десять тысяч, а как же! – попадают в дроидов. «Возврат времени». Второй раунд – вновь огонь по дроидам! Заново. А «Невидимости» – нет, да и как она защитит от «Огненного дождя»?
Ясно, гномами – не победить, нужно выставлять викингов. И началось: «Гипноз», и берсеркеры убивают половину Ярлов. «Огненный дождь», и все горят. Начинаем побеждать – «Армагеддон». Десять боёв, тридцать, сорок…
К тому моменту, как ко мне прибыло неожиданное подкрепление в лице Скальда (я уже упоминал о нём, это он нашёл баги с почтовыми совами и мистиками) и William, я успел охрипнуть от проклятий в адрес игроделов. Увидев моё состояние, за дело взялся Скальд, а Вилли принялся давать советы. Руководили войском поочерёдно, пока наконец генератор выдал не телепортацию орды рыцарей в ряды наших бойцов, не дождь огня, не Армагеддон, а начал раз за разом открывать порталы – на них и ушла вся мана противника. Последний отряд был заключен в скорлупу и уничтожен после воскрешения павших.
Бой с Варроном протекал попроще: на первом ходу были уничтожены скелеты-лучники и единственный (вот повезло!) отряд некромантов; а подходы к войску – заблокированы. Остальное протекало по предыдущему сценарию. Ценное замечание внёс Вилли, напомнивший, что алхимики в ближнем бою поражают сразу три клетки подряд. Победа.
Если вы не сделали глупую (с моей точки зрения) ошибку и не пригласили в союзники Ксеону, то два оставшихся боя не представляют никакой сложности.
А вот после их окончания стоит пробежаться в Демонис и заключить договор: Ксеона не придёт «на помощь», но квест будет считаться выполненным.
Последний бой. Шанс критического выстрела у лучников – 100%. Первыми залпами выбиваем вражеских некромантов, потом – остальную нежить и ждём. Уничтожаем призываемых скелетов, не трогая главного злодея: он отвечает на каждую атаку, а в запасе – единственное воскрешение паладинов. Дракон «покраснел»? Воскрешаем своих и добиваем чужих. Впрочем, возможны и иные варианты: иногда Гилфорд начинает раз за разом швыряться «Армагеддонами», или с упорством маньяка навешивать на лучников бомбы, взрывы которых заканчиваются кровотечением. Лично я не считаю этот бой более сложным, чем бои за «союзников».
Вот и всё. Хитрющий Скальд опередил и Волхва, и Викинга, заняв первое место в таблице рекордов. Но те ничуть не унывали, чётко понимая: он добился таких результатов только благодаря тому, что шёл проторенным путём и за счёт этого сумел выиграть время: по какому-то жуткому недоразумению именно скорость прохождения считается основным показателем эффективности Героя. Впрочем, об этом – о недоразумениях и странностях игры - мы поговорим в другой раз. Удачи всем вам!